Понятие «корпоративная культура» зачастую интерпретируется неправильно, и что именно она означает, многие затрудняются объяснить. Под корпоративную культуру предприятия следует понимать объединение убеждений и взглядов, методов общения, подходов к работе и проч. При этом подавляющее большинство организаций соблюдают установленные правила.
Профессор Давид Равази считает, что культура организации дает возможность сотрудникам вести себя правильно в каждой деловой ситуации. К примеру, во многих банках действует принцип «клиент всегда прав», поэтому работники терпят все выходки клиентов и при возникновении конфликтных ситуации стараются спокойно решать их. Руководители компаний должны заботиться о здоровье сотрудников, многие для этого оборудуют на территории спортзалы и площадки с турниками, баскетбольными кольцами. Современное покрытие спортивных площадок обеспечивает чистоту территории, предотвращает травмы и позволяет активно заниматься спортом на свежем воздухе.
Некоторые основные составляющие корпоративной культуры:
- Интеллектуальная система организации;
- Организационное строение и субординация;
- Рычаги контроля;
- Символика организации, в том числе и элементы корпоративного стиля;
- Методы поведения работников и др.
Специалист по организационной психологии Ч. Хэнди классифицирует корпоративную культуру на несколько типов:
- Культура власти – признает концентрацию управленческих функций, строгий контроль над исполнением задач, авторитарные методы руководства. ·
- Культура ролей – отличается повышенным уровнем бюрократизации, признает четкое распределение обязанностей и прав (в первую очередь касается занимаемой должности), коллективное принятие решений, соблюдение сложных процедур.
- Культура задач – выделяется наличием маленького числа сотрудников, которые выполняют определенный круг задач. Характерна для организаций, сотрудники которых имеют хорошую классификацию и способны реализовать сложные задачи.
- Культура индивидуальностей – действует в организациях, члены которых предпочитают работать в одиночку. Как правило, такая компания способна достичь успеха, потому как сотрудники взаимодействуют и дополняют друг друга.
Также существует другая типология корпоративных культур, автором которой является профессор Р. Кук: конструктивные культуры, пассивно-защитные культуры и агрессивно-защитные культуры.
18/04/2014