Этот элемент плана должен быть составлен с подробной детализацией продукта или услуг, предлагаемых к выпуску на рынок (в расчете на соответствующего читателя документа). Достаточная детализация должна быть убедительной и подтверждать любые финансовые выводы, которые могут быть изложены позднее в этом плане. Ясно, что если нетехническому читателю предлагается техническое описание, это может вызвать непонимание или обращение к техническому специалисту за консультацией.
Планы можно разделить на две категории:
планы развития (разработки), охватывающие вопросы технологии, рынков и персонала;
организационные и финансовые планы, которые являются продолжением соответствующих планов развития. Например ипотека 2012 - план? А почему нет?! план конечно, ведь под него тоже необходимо делать расчеты средств, сроки, % и т.д..
Обычно лица, принимающие решение и не являющиеся техническими специалистами, делают упор на следующем порядке вопросов:
персонал (команда) - рынок - финансовые вопросы -
организационные вопросы - технические вопросы.
Иными словами, после того как они поняли из резюме, что предлагается (в общих чертах), их внимание обычно переключается на вопросы доверия команде , представляющей план, емкости потенциального рынка и, далее, финансовых обязательств. Проводились небольшие систематические исследования реакции финансовых учреждений на бизнес-планы, но финансовая обеспеченность редко рассматривалась как центральный вопрос, и из недавних исследований рынка рискового1 капитала стало ясно, что венчурные инвесторы уделяют больше внимания обеспечению адекватного уровня финансирования проекта, а не ограничению уровня доступного финансирования. Незапланированная вторая волна кредитования считается серьезной проблемой для любого бизнеса или проекта, где используется рынок рискового капитала.
С точки зрения практического значения, решающим в указанной выше последовательности является финансовый план, и, несомненно, наибольшие трудности вызывает составление именно этого плана. Для некоторых продуктов или услуг необходимы обширные рыночные исследования. О других, новых, продуктах потребитель может быть мало информирован, поэтому рыночные исследования могут принести мало пользы. В этой ситуации необходим тщательный анализ рынков взаимосвязанных или аналогичных продуктов, дополненный экспертной оценкой потенциальных конкурентных преимуществ нового продукта или услуги.
После идентификации достаточной реализуемости планов разработки нужно определить финансовые последствия и перейти к изучению финансового планирования.
Обычно финансовый план состоит из следующих элементов:
краткосрочного прогноза движения денежной наличности на ближайшие 12 месяцев, показывающего поступление наличности минус затраты, включая финансовые издержки, на основе наиболее обоснованных допущений, касающихся спроса;
среднесрочного прогноза не менее чем на три года, но предпочтительно на пять лет, включающего:
ежегодные счета прибылей и убытков и балансовые отчеты на пять лет с применением общепринятых методов бухгалтерского учета;
отчет о максимальной потребности финансов (берется из (i));
предложения о том, как будет финансироваться проект, с указанием (если это предполагается) суммы капиталовложений в проект лица, предлагающего бизнес-план.