Руководители предприятий часто сталкиваются с проблемой, когда определенные ресурсы, необходимые для определенного процесса, недоступны на открытом рынке. Это может происходить из-за экономического дефицита.
В общем случае объем выпускаемой продукции ограничивается тремя факторами: спросом; ресурсами; финансами.
Классическое капиталистическое предприятие, как правило, спрос ограничено, т. е. ресурсов и финансов хватает, а производство ограничено спросом.
Классическое социалистическое предприятие, как правило, ресурсо ограничено, т. е. сбыт гарантирован, финансы есть, а производство ограничено ресурсами. Поэтому руководители социалистического предприятия большую часть рабочего (и внерабочего) времени были озабочены лишь одной проблемой — на что заменить недостающий ресурс (соответствующую марку стали, краски, трубы, 1ранзистора, проволоки и т.д.). Если нет медной проволоки, то в дело могли пустить серебряную (поскольку по проводимости серебро заменяет медь), хоть это и обходилось много дороже.
Для капиталистического предприятия вопрос о ресурсах так остро не стоит, однако проблема имеет место и там. Поэтому умение рассчитывать не только технические, но и экономические последствия замены ресурсов весьма важно.
Не ходимый ресурс недоступен для фирмы в запланированный период. Однако в некоторых ситуациях ресурс может быть недоступен из-за каких-то технологических ограничений. Например, работника, имеющего особый опыт или квалификацию, можно заменить только после длительного периода обучения. Ограниченный объем складских сооружений также может создавать проблемы, поскольку затраты на их расширение в короткий срок могут оказаться слишком высокими.
В долгосрочной перспективе все проблемы дефицита можно разрешить. Можно нанять и обучить новых работников, расширить производство, найти новые источники сырья. Но в короткий срок эти возможности могут оказаться недоступны для предприятия.
Ресурсы, используемые для реализации определенного решения, предусматривают альтернативные издержки. В ситуации, когда ресурс недоступен извне, т. е. на открытых рынках, решение о его использовании может быть принято только в тех случаях, когда возможно его отвлечение от текущего применения внутри фирмы.