В то же время их функция часто понимается неверно, и, следовательно, их значение можно легко переоценить.
Коэффициент выражает математическое отношение одного числа к другому. Коэффициент 200 к 100 выражается как 2:1, или как 2. Хотя расчет коэффициента — это простое арифметическое действие, интерпретация его значения — дело гораздо более сложное.
Для начала, чтобы иметь какое-то значение, коэффициент должен выражать значимое соотношение. Так, отношение между продажной ценой товара и его себестоимостью — ясное, прямое и понятное. В результате коэффициент отношения себестоимости к продажной цене будет значимым. С другой стороны, между транспортными расходами и рыночными ценными бумагами, которыми владеет предприятие, априорной или понятной взаимосвязи нет, и, следовательно, их соотношение значимым не будет.
Поскольку коэффициенты, как и другие инструменты анализа, ориентированы на будущее, аналитик должен уметь корректировать факторы соотношения, прогнозируя значения показателей. Ему необходимо также понимать, какие влияния на коэффициенты возможны в будущем. Так, при окончательном анализе полезность коэффициентов будет полностью зависеть от их разумной и умелой интерпретации. Это самый сложный аспект анализа коэффициентов. Рассмотрим его на примере, не связанном с миром бизнеса. Сравнивая коэффициенты отношения потребляемого бензина к пройденному пути, А утверждает, что его показатель в 28 миль на галон лучше, чем у В, у которого он составил 20 миль на галон. Предполагая, что они пользуются одинаковыми машинами для того, чтобы правильно интерпретировать коэффициенты и решить, что же у них работает лучше, необходимо учесть следующие факторы, влияющие на потребление бензина:
1. Массу перевезенного груза.
2. Тип местности (плоская или гористая).
3. Осуществляются ли поездки в пределах или за чертой города.
4. Тип используемого бензина.
5. Скорость, с которой двигались машины.
Несмотря на множество факторов, влияющих на потребление бензина, оценка этого коэффициента тем не менее дело более простое, нежели оценка большинства финансовых коэффициентов. Причина заключается в том, что взаимоотношения финансовых показателей и воздействующих на них факторов многогранны и чрезвычайно сложны.
Факторы, влияющие на коэффициенты
Слабые места учетной модели также воздействуют на пригодность коэффициентов. Так, оценка по себестоимости часто менее полезна, нежели текущая рыночная оценка. Перед расчетом индексов, коэффициентов или процентных соотношений аналитик должен убедиться, что участвующие в расчетах показатели надежны и сопоставимы. Например, когда в условиях роста цен товарно-материальные ценности оцениваются по методу ЛИФО, индекс текущей ликвидности будет занижен, так как этот метод может значительно занизить оценку запасов по сравнению с их текущей стоимостью. Аналогично могут быть не отражены в отчетности и показаны только в примечаниях пенсионные задолженности. Некоторые аналитики настаивают на включении этих задолженностей в расчет коэффициента отношения долгов к собственному капиталу предприятия. Следует также помнить, что если корректируются показатели одного коэффициента, то принцип сопоставимости может потребовать корректировки и других показателей. Так, не отражение пенсионных обязательств означает, что были занижены пенсионные расходы. В результате может потребоваться корректировка суммы чистой прибыли, использованной при расчете определенных коэффициентов.
Надежность коэффициентов зависит также от надежности цифр, используемых при их расчете. Например, когда внутренний контроль в компании Таков, что на учетную систему как на источник надежной информации полагаться нельзя, конечно же, на рассчитанные на ее основе показатели полагаться тоже нельзя. Многие считают, что именно такой была ситуация в W. Т. Grant Company в течение нескольких лет, предшествовавших банкротству этого оптового гиганта.
Например, коэффициент отношения издержек обращения к товарообороту можно улучшить, снизив затраты по стимулированию продажи. Если снижение затрат приведет к снижению товарооборота или уменьшению доли на рынке, то такое кажущееся улучшение рентабельности приведет на самом деле к совершенно противоположному эффекту в перспективе предприятия и должно интерпретироваться соответственно.