Когда предприятие приобретается, при отражении цены покупки, балансовая стоимость, т.е. сумма, по которой учитываются чистые активы в соответствии с принципами учета, явно неуместна хотя бы потому, что она представляет собой скорее остаток, чем саму стоимость. Таким образом, первое требование при учете покупки — чтобы сумма, уплаченная за предприятие в целом, распределялась на все идентифицируемые активы в соответствии с их текущей рыночной стоимостью. Если после такого распределения остается избыток, его следует приписать нематериальной репутации . Если текущая рыночная стоимость приобретенных активов превышает цену покупки, получается скидка на невыгодную покупку и ее, после корректировки, можно списывать на доход в течение обоснованного числа лет. Детальное изучение учета при слиянии компаний будет приведено в гл. 9.
Большая часть прочих нематериальных активов имеет срок полезной эксплуатации, ограниченный законодательством, регулирующими актами или соглашениями. Так, патенты — это права, передаваемые правительственными органами инвесторам, предоставляющие исключительное право на изобретение на ряд лет. Зарегистрированные авторские права и торговые марки также предоставляют исключительные права на оговоренный период времени. Стоимость этих активов должна списываться на выручку, получению которой они способствуют, за максимальный период, соответствующий их официальному сроку действия, или за минимальный период их предполагаемого экономического срока эксплуатации.
Стоимость франчайзинга, лицензий или прочих подобных преимуществ должна списываться в течение периода, когда они считаются экономически продуктивными. Стоимость арендованного имущества является выгодой от временного владения, которая ограничена контрактом. Таким образом, эта стоимость должна списываться в течение срока действия договора аренды.
Для всех активов верно то, что принципы учета требуют, чтобы нематериальные активы списывались, если доказано, что они теряют всю или большую часть своей стоимости или полезности, до чистой стоимости возможной реализации, определяемой через будущую предполагаемую полезность или продажную цену, которая является наиболее приемлемой в сложившихся обстоятельствах.
Учет себестоимости компьютерного программного обеспечения
SFAS Учет себестоимости компьютерного программного обеспечения устанавливает критерии для капитализации затрат на создание на самом предприятии или на покупку программных продуктов. Эти программные продукты включают программное обеспечение, используемое в качестве составной части продукции (например, станочное оборудование или диагностическое оборудование) или услуг (например, работа бюро обслуживания).
Репутация фирмы является удачным примером в этом отношении. Поняв условности учета деловой репутации фирмы, аналитик выясняет, что среди учтенных активов может находиться только приобретенная деловая репутация фирмы и что вне баланса может существовать большая стоимость деловых связей фирмы, чем та, что зафиксирована в нем.
Другим ключевым моментом является то, что если в деловой репутации фирмы воплощена какая-то стоимость, она должна отражаться на прибыли. Правда, если была приобретена плохо управляемая компания с большим потенциалом, то прибыль может и не выявиться немедленно; но если ее репутация имеет ценность, то такой вид активов должен дать большую прибыль в довольно короткий отрезок времени с момента приобретения. Если эта прибыль не бросается в глаза, справедливо предположение, что инвестиции в эти нематериальные активы не имеют ценности независимо от того, отражена или нет она в балансе. Репутация фирмы представляет собой преимущество, которое должно подтвердиться в большей прибыли, или же ее не существует. Однако списание стоимости деловых связей фирмы, как было в случае Inter City Gas Corporation, происходит относительно редко.